Практически все реализованные творения «советского Гауди» — архитектора Константина Мельникова — находятся в Москве.
Мельников — гений архитектуры, человек из будущего, нарушивший все градостроительные нормы, существовавшие в первой половине XX века. Он смог опередить свое время на 50 лет. Это русский Гауди, представивший гениальные вещи в обществе, в котором было запрещено воображать, — так о нем отозвались архитекторы разных эпох, поколений и стран.
1. Павильон «Махорка»
Первый проект Мельникова — рабочий поселок — был реализован на территории ЗиЛа в абсолютно классических формах, а первая постройка, благодаря которой архитектор стал известен, — в 1923г. в рамках Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки на территории нынешнего парка им. Горького и Нескучного сада.
Архитектор Иван Жолтовский занимался разработкой генплана выставки, Алексей Щусев был главным архитектором. Они-то и собрали самых разных архитекторов — именитых и молодых, среди которых был Константин Мельников, представивший на выставке павильон табачной промышленности «Махорка» — деревянный, с винтовой лестницей. В отличие от пожеланий заказчика цикл производственных работ был организован по вертикали. Павильон впервые представлял новаторские принципы архитектора-авангардиста. В то время Мельникову было 23 года. И это стало первым проектом, давшим, по сути, путевку в мир архитектуры.
2. Саркофаг Ленина
Немногие знают, что по проекту Константина Мельникова был сделан первый саркофаг для тела В. И. Ленина, где вождь пролежал с 1924г. до Великой Отечественной войны в здании мавзолея, спроектированном Алексеем Щусевым.
Как пишет в своей рукописи Мельников, «архитектурная идея моего проекта состояла из четырехгранной удлиненной пирамиды, срезанной двумя противоположно наклонными внутрь плоскостями, образовав при пересечении строго горизонтальную диагональ. Таким образом, стеклянный верх саркофага получил естественную прочность от прогиба. Найденная конструктивная идея исключила необходимость обрамлять стыки стеклянных частей саркофага металлом. Получился кристалл с лучистой игрою внутренней световой среды, намекавшей сказку о спящей царевне». Однако проект пришлось упростить.
Сейчас саркофаг на хранении в разобранном состоянии находится в музее Ленина в Горках. Считается, что благодаря участию Мельникова в этом проекте позже его не коснулись репрессии. Но власть все же нашла способ поступить с ним в духе времени, запретив ему профессиональную деятельность.
3. Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке
Константин Мельников спроектировал и построил экспериментальный дом-мастерскую в Кривоарбатском переулке, 10, в 1927-1929гг. Прорыв в видении пространства и реализации эксперимента связан в том числе и с тем, что здесь проектировщиком и заказчиком являлось одно лицо — сам архитектор.
В настоящее время между собственниками дома ведутся имущественные споры
Здание состоит из двух кирпичных цилиндров разной высоты, напоминающих в плане цифру «8». Стены собраны таким образом, что дом не нуждается в дополнительных несущих конструкциях. Перекрытия между этажами деревянные, сделаны по принципу решетки и работают как мембраны, обеспечивая прочность дома. Вход окружен окнами и расположен со стороны фасада, выходящего в Кривоарбатский переулок. Инсоляция дома осуществляется практически весь световой день за счет огромного окна-экрана над входом и шестиугольных окон по периметру цилиндра.
Долгое время после окончания строительства это было одно из немногих высоких зданий в районе Арбата. По словам заместителя директора Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Елизаветы Лихачевой, Виктор Мельников (сын Константина Мельникова) в свое время рассказывал, что в 1942г. дом испытал на себе взрывную волну от попавшей в Вахтанговский театр немецкой бомбы. Так как дом был одним из высоких зданий, волна шла напрямую, практически не встречая препятствий. Дом «подпрыгнул» и встал обратно за счет своей уникальной конструкции, правда, уже без единого стекла.
Во время Великой Отечественной войны были сожжены необычные кровати — дом надо было отапливать, а дров не было. В это время Константин Мельников сложил свою знаменитую супрематическую печь и выживал за счет того, что соседям на Арбате строил печи-голландки.
Дальнейшая судьба мемориальной обстановки дома складывалась не только под влиянием Константина Мельникова, но и его сына Виктора, художника. В доме проведены две реставрации — в 1970-х и в 1990-х годах. Впрочем, у некоторых экспертов проведенные работы вызывают нарекания, но о качестве можно будет судить только после проведения нового научного исследования состояния дома и фундамента. В итоге, согласно завещанию Виктора Мельникова, дом должен стать государственным музеем отца и сына Мельниковых.
4. Клуб «Каучук» в Хамовниках
Объект культурного наследия регионального значения «Клуб завода «Каучук» построен Мельниковым в 1927-1929гг. Клуб расположен в Москве на улице Плющиха, дом 64/6, строение 1.
Трехэтажное здание с полуподвалом представляет собой сектор круга с прямоугольным одноэтажным спортивным залом с большими остекленными плоскостями, цилиндрическим вестибюлем и лестничными маршами, а также зрительным залом с треугольной сценой, оркестровой ямой и кинооператорской рубкой в центре первого яруса.
5. Дворец культуры им. И. В. Русакова
Дом культуры им. И. В. Русакова (первоначальное название клуб Русакова Союза Коммунальников), в котором сейчас находится Театр Виктюка, — здание рабочего клуба на пересечении улиц Стромынка и Бабаевская в Москве, построенное в 1929г.
Это здание является всемирно известным памятником архитектуры советского авангарда
Здание ДК Русакова по форме напоминает огромную шестерёнку. Это первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трёх зубцах-выступах. Вся объёмно-планировочная структура здания подчинена идее трансформирующегося пространства главного зала, занимающего около 70 % объёма здания. При строительстве клуба Мельниковым были применены прогрессивные для своего времени технологии: железобетонный каркас, система трансформируемых перегородок, стеклянные окна-стены в зрительном зале. Двигающиеся стены позволяли разделять или, наоборот, совмещать несколько залов.
В 2005г. Центральный банк РФ тиражом 10 тыс. штук выпустил серебряную памятную монету «Дом культуры имени И. В. Русакова» номиналом 3 руб.
6. Клуб «Буревестник» в Сокольниках
Клуб расположен по адресу Рыбинская ул., д. (ред.)
Проект реализовывался с 1928-го по 1930г. Здание клуба в плане представляет несколько прямоугольников разного размера. Справа от фасада находится пятилепестковая четырехэтажная башня с огромными полукруглыми окнами.
«У Мельникова все постройки с изюминками, с технологическими новшествами, часто опережающими свое время. Например, клуб «Буревестник» и клуб фабрики «Свобода» включали идею бассейна и спортзала. Это были трибуны спортзала для проведения соревнований, затем пол мог раздвигаться, и зрители оказывались на трибунах бассейна. Клуб «Буревестник» — гениальный, красивый проект, но во время строительства выяснилось, что в этом районе не было водопровода и канализации», — комментирует первый замдиректора музея архитектуры им. А.В. Щусева Павел Кузнецов.
В 2002г. под видом реставрации здание было переделано, а внутреннее содержание сильно искажено.
7. Бахметьевский гараж
Здание гаража спроектировано двумя выдающимися архитекторами Константином Мельниковым и Владимиром Шуховым в 1927г., расположено в Москве на улице Образцова, д. 19а. Изначально строение в виде параллелограмма было задумано как гараж для английских автобусов. Практически всю свою историю оно работало по прямому назначению — там располагался автобусный парк. В начале 2001г. земельный участок гаража постановлением правительства Москвы был передан Марьинорощинской еврейской общине в безвозмездное пользование для организации учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса. В 2008г. на территории парка открылся культурный центр «Гараж» Дарьи Жуковой, после переезда которого в парк Горького здесь сейчас действует Еврейский музей и Центр толерантности.
8. Гараж Госплана на Авиамоторной
Гараж Госплана построен по проекту Мельникова в соавторстве с архитектором Владимиром Курочкиным в 1934г. Здание расположено на Авиамоторной улице, д. 63. Сейчас это станция техобслуживания автомашин «Вольво». Гараж представляет собой прямоугольное в плане здание.
Главным элементом фасада является огромное круглое окно. В ночь на 16 января 2014г. здание горело, разрушения произошли внутри, но фасад остался цел.