К.С. Мельников

Константин Степанович Мельников — выдающийся русский архитектор, ярчайший представитель авангардной советской архитектуры 1923-1933 гг. В 40-летнем возрасте получил мировое признание, в то же время в СССР долгое время не признавался и подвергался критике, вплоть до отлучения от профессии. В 100-летний юбилей архитектора ЮНЕСКО назвала 1990 год годом Константина Мельникова.

Константин Степанович Мельников появился на свет 3 августа 1890 года в небогатой семье, жившей на одной из московских окраин.

Первым этапом в его образовании стала церковно-приходская школа, четвертый класс которой он окончил в 1903 году.

Дальнейший жизненный путь будущего Мельникова определил Владимир Михайлович Чаплин — один из двух совладельцев строительной конторы, в которую устроили работать Константина. Сам отличный инженер, он разглядел в нем талант и нанял для него за свои деньги учителя рисования, а в дальнейшем и других репетиторов.

Всего через два года обучения Константин Мельников выдержал вступительные экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и был принят на курс обучения в числе одиннадцати юношей — из 270 претендентов. Обучение длилось до 1918 года. За время учебы талант молодого архитектора Мельникова дважды поощрялся премией Третьяковых, а рисунки особо отмечались в обзорных статьях прессы, посвященных училищу.

Еще во время обучения Мельников женился, и через год, в 1913 году, у него родилась дочь, а спустя два года — сын.

С 1918 года молодой Константин Мельников работал под руководством таких известных мастеров, как Щусев и Жолтовский, разрабатывая планы благоустройства столицы. 1922-1923 годы были отмечены несколькими достаточно крупными проектами, наиболее известным среди которых стал павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной выставке. Работа была оценена неоднозначно: если организаторы выставки были практически в шоке, то наставник Мельникова, Щусев, дал проекту очень высокую оценку. Это и спасло павильон, который сами заказчики, ориентированные на стандартные здания, не приняли и даже хотели снести.

Следующий крупный проект Мельникова — саркофаг для ленинского мавзолея. В данном случае Константин Степанович получил заказ, выиграв достаточно сложный конкурс: оценивала работы претендентов правительственная комиссия, которую возглавлял лично Дзержинский.


В 1924 году имя Константина Мельникова впервые прозвучало на международном уровне. Он проектировал павильон СССР на Международной выставке в Париже, которая прошла в 1925 году.

Следующие четыре года Мельников работал над зданиями культурного и промышленного назначения. Это дворцы культуры и клубы столицы и области, а также несколько гаражных комплексов, самым крупным из которых стал Бахметьевский. В этот же период архитектор проектирует собственный дом.

В 1933 году Константина Степановича Мельникова пригласили в Милан, но по некоторым причинам мастер не получил разрешения на выезд. В Милане его личная экспозиция так и не появилась, зато на Мельникова обрушился шквал критики. Признанные в стране и за рубежом работы внезапно оказались «безыдейными», а среди их характеристик все чаще мелькало множество нелестных эпитетов. В результате ему пришлось отказаться от карьеры архитектора, сосредоточившись на живописи и преподавании в различных ВУЗах страны. Последняя его постройка того периода датируется 1936 годом.

Опала длилась более четырех десятилетий. Только в возрасте 77 лет, в 1967 году, о Мельникове вспомнили и даже присвоили докторское звание. Причем для этого не потребовалось даже защищать диссертацию. Еще через пять лет, в 1972 году, ему присвоили звание «Заслуженный архитектор России».

Не стало Константина Степановича Мельникова 28 ноября 1974 года. Похоронен он на Введенском кладбище. Но мастера не забыли после смерти — ЮНЕСКО объявила сотую годовщину его рождения (1990 год) годом Мельникова. В 2001 году он был назван наиболее известным среди отечественных архитекторов, а в списке мировых знаменитостей занял третье место.

Константин Мельников: пять принципов архитектора • Интерьер+Дизайн